Основная информация

Регион Сишуабаньна лежит глубоко на юге Юньнани, рядом с бирманской и лаосской границами, пересекаемый великим Меконгом.

Название Сишуабаньна - это китайское приближение к тайскому словосочетанию Сип Сон Панна (Sip Sawng Panna - Двенадцать рисовых провинций).

Официально эта область известна как Автономная префектура Сишуабаньна Дай, разделенная на три префектуры: Цзинхун (Jinghong), Мэнхай (Menghai) и Мэнла (Mengla).

На сегодняшний день Мэнла до сих пор закрыта для посещения иностранцами, чтобы проникнуть сюда, необходимо раздобыть разрешение в Цзинхуне.

Большинство населения Сишуабаньны - народность Дай: ссвободомыслящие люди, не признающие границ, до сих пор они свободно курсируют между Китаем и Бирмой и Лаосом, посещая своих родственников за границей.

Во времена тягот Культурной революции этот народ практически в полном составе просто ушел из Китая пережидать бурную эпоху.

Дай исповедуют буддизм, они построили тысячи буддистских храмов и монастырей, руины которых лежат в труднопроходимых джунглях.

Здесь царствует влажный дождевой тропический лес, традиционные жилища Дай стоят на сваях, под полом размещаются свиньи и курицы.

В джунглях до сих пор встречаются в диком состоянии слоны, тигры, леопарды, золотоволосые обезьяны.

Сухой сезон здесь длится с октября по март: дождей мало, но стоит густой, как молоко. туман.

Влажный сезон - с июля по август: тропические ливни каждый день. С мая по август часты красочные и бурные грозы.

Самые жаркие месяцы - с апреля по сентябрь, средняя температура - 25 градусов, самые прохладные месяцы - с ноября по март - плюс 19 градусов.
Рейтинг по 1 отзыву: 5

Отзывы об этом месте: Написать отзыв

был здесь в мае 2008 года.
5.0

Сишуанбаньна

Наше двухнедельное путешествие пролегало по маршруту Сишуанбаньна (Цзинхун) – Дали – Лицзян – Шангрила – Кунмин. В Цзинхун мы прилетели из Кунмина утром 16 мая. Разместились в отеле и в тот же день поехали осваивать окрестности. Первым парком была этнографическая деревня национальности цзино (дино). Это одна из самых малочисленных национальностей в Китае. Согласно преданиям, предки цзино пришли на современную территорию расселения несколько сотен лет назад. Подчинялись дайцам, платили им налоги, испытывали тайское культурное влияние. Влияние китайцев стало сказываться лишь в XX веке. Традиционные верования включают культы духов природы и предков, шаманство. Нас встретила девушка-гид, которая с очень большим желанием рассказать побольше, водила нас по улицам своей деревни, обращая внимания на различные мелочи. Что мне особенно запомнилось из её рассказа, так это то, что у них довольно интересный обычай посвящать мальчика в мужчину. Как только юноша достигает 15-летнего возраста, он должен пройти ритуал: убить буйвола, но не как-нибудь, а обязательно копьем из бамбука и прямым ударом в сердце быка. Видимо, мальчики в их деревне рождаются часто, потому что все деревья, ступеньки и дома украшены черепами этих мощных животных. В каждой деревне стоит столб, на котором вырезаны лица разных божеств. Рисунок выбирает местный шаман. Люди, живущие в той деревне, где были мы, очень любят солнце, поэтому их столб сверху украшала эта планета. В центре деревни огромная статуя лежащей богини, приносящей плодородие, счастье и здоровье. На территории множество интересных растений, в том числе чай пуар, которым славится Юннань, а особенно Сишуанбаньна, так как в основном он произрастает именно в этой части провинции. Кроме того, девушка рассказала нам о дереве, которое не допускается трогать мужчинам (во избежание разрыва со своей любимой женщиной), а женщинам наоборот хорошо дотронутся до веточки, чтобы родить много здоровых детей. Есть там цветы без пестиков и тычинок, названием этого цветка называют людей пустых и бестолковых. Почти все предметы обихода до сих пор изготавливаются из дерева. Даже электричество было проведено в деревни этой национальности всего лишь в конце 90х годов. В этом же парке, где расположена деревня цзино, находится еще одна деревушка, где проживают сейчас дикие люди, как нам рассказала девушка-гид. В этнографической деревне их всего около 40 человек, названия у людей этой национальности никакого нет, определенного места жительства тоже. Их сюда привезли из диких лесов на границе с Лаосом и Бирмой. Там они живут в природе, не строят домов и не одеваются в одежды. Здесь им соорудили небольшие домики, кормят, а те работают развлекая публику, фотографируясь, показывая различные фокусы-умения и их национальные обычаи. Например, они едят сырое мясо, запивая его кровью, но это в сочетании с листьями какого-то растения, оказывающего дезинфицирующее действие. Курят бамбуковые трубки и предлагают попробовать их туристам. С удовольствием курят и обычные сигареты, попрошайничают, поэтому, когда соберетесь в эту деревню, возьмите с собой «запасную» пачку-две сигарет. Народ в общем целом довольно доброжелательный, но мужчины как-то заметно веселее, чем женщины. Вечером этого же дня мы пошли гулять по городу, попробовали местные блюда. Вкус довольно необычный, странный даже иногда, но вкусно! Сейчас вспоминаю – хочется еще! В мясо часто добавляют мяту и еще какие-то не известные нам специи. А главное национальное блюдо Сишуанбаньна – «макароны через мост» можно заказать с любым соусом, который больше по вкусу. На следующий день была запланирована поездка в парк диких слонов. Вообще, диких слонов в Сишуанбаньна довольно много. Местные жители рассказывали, что, к сожалению, довольно часто эти огромные животные выходят на дорогу, что служит причиной серьезных аварий с летальным исходом людей (слонам ничего). В парке же тоже бывали случаи гибели людей от слонов. Возможно, нам даже стоит порадоваться , что гуляя по парку слонов, слонов-то мы и не увидели (они не каждый день проходят по той тропе). Зато нам посчастливилось встретить там диких гиббонов! И встреча поначалу была довольно страшной. Я ушла немного вперед от Богдана… стою одна на дороже в джунглях… пусть не совсем диких, но все же… густой лес, рядом никого и вдруг слышу странный звук, похожий на сирену, нарастающий с такой силой, что уши закладывает. Как позже выяснилось – это кричали гиббоны. Небольшие такие милые обезьянки с очень длинными руками. Парочка гиббонов увидела нас с вершин деревьев и в течении минут 30 заинтересованно прыгали вокруг нас, демонстрируя самые невероятные способности. Для тех же, кто в парк слонов едет за слонами, могу порекомендовать остаться там на 1-2 ночи. Прямо над рекой, куда приходят слоны, на деревьях небольшие домики. Стоимость одной ночи в таком экзотическом «отеле» около 50-60$. К тропе слонов можно выйти добраться на фуникулере (40 минут). Работает до 15:00. Для тех, кто боится высоты можно пойти пешком, в гору часа два. Фуникулер был построен в 1998 году – железные маленькие открытые кабинки… но виды классные! А любители обезьян могут заехать в еще один парк, находящийся неподалеку от парка слонов. Но там не так интересно, так как все макаки (разных видов), гиббоны и проч. Находятся в клетках или небольших вольерах. Там же живет 20-летний макака-альбинос, такие встречаются в природе очень редко – всего одна обезьяна на 10.000 обычных. 18 мая по плану с утра был запланирован ботанический сад. Туда мы и поехали. Территория просто огромна. Середина мая в Сишуанбаньна – время цветения лотосов и первые полчаса мы, гуляя по берегам небольших озер, любовались многочисленным цветением этих нежных, прекрасных цветов – розовых и белых. А потом пошёл дождь… Прекращался на несколько минут, а затем возобновлялся с новой силой. К сожалению, по этой причине долго погулять по саду мы не смогли. Промокшие сели в машину и поехали в центр национальности Дай (группа тайских народов в Китае). Парк состоит из нескольких деревень. Лучше всего, конечно, ехать туда в хорошую погоду, чтобы неспешно прогуляться по деревням, пообщаться с местными жителями, их культурой, образом жизни. Но так как нам в тот день с погодой не повезло, мы ограничились просмотром нескольких выступлений Дай и обзором территории из окна машины. У национальности Дай очень древняя и богатая культура. Сохранилось большое количество рукописных памятников написанных на древнедайском языке, которые могут насчитывать более тысячи лет, а так же древние буддистские сутры на пальмовых листьях. У дайцев также есть и свое летоисчисление, различные достаточно известные эпические поэмы. Они обладают поистине разнообразным народным творчеством у них есть множество танцев и музыки, которыми они сопровождают свои праздники. Так например у дайцев есть Праздник воды, отмечается он после дня поминовения усопших (Цинмин) по лунному календарю . Поскольку вода для дайцев символизирует счастье, благоденствие и богатство, поэтому в первый день они ходят с палочкой, которой обрызгивают друг друга, желая счастья, а уже во второй день ходят с тазами и вёдрами и полностью обливают друг друга. Праздник Воды – очень красивый, яркий и весёлый. И чтобы его увидеть, вовсе не обязательно подгадывать свою поездку на те даты, о которых говорилось выше. В этом и других парках ежедневно проводится имитация праздника. В день вылета мы решили прогуляться по городу, ну и, конечно, хорошенько затариться пуаром. На улице Jing de мы зашли в довольно странное и очень симпатичное маленькое кафе. Хотя нет, кафе это место никак не назвать, хотя у него и есть название – “Forest cafe”. Скорее – это уютный домик девушки по имени Сара. Там Вы сможете не только перекусить (надо сказать, Сара очень вкусно готовит), но и многое узнать о Сишуанбанна. Вероятно, в другой раз мы даже начнем свое путешествие по Сишуанбанна с “Forest cafe”. В Юннань Сара приехала, когда ей не было еще и 20. Сейчас они с братом помогают иностранцам в организации поездок по деревням и другим достопримечательностям. На стенах кафе много интересных фотографий, шкаф с книгами на английском языке, компьютер/интернет. Всем гостям кафе выдаётся карта Цзинхуна, с отмеченными на ней почтой, автобусной станции и другими пунктами, которые могут пригодиться путникам. Там же, на улице Jing de, мы совершенно случайно натолкнулись на малюсенький магазинчик с чайными принадлежностями. На удивление в этом маленьком магазинчике оказалось довольно много хороших вещиц: чайнички, чашечки, ножи для пуара, подставки, фигурки и прочее, что может понадобиться для чайной церемонии. Конечно же, чай там тоже есть, но мы предпочли покупать его в других магазинах. Во второй половине этого же дня мы вылетели в Дали…

24 сентября 2008